Без рубрики

Новые тарифы ОСАГО: как они работают

Опубликовано

Стоимость полиса ОСАГО с конца лета стали считать по-новому — благодаря вступившим в силу поправкам в закон об ОСАГО, которые позволили страховщикам назначать тарифы персонально для каждого водителя, а также указанию Центробанка, которое расширило границы тарифного коридора. Прежде тарифы формиро­вались по региональному принципу.

Нововведение предполагает, что цены на ОСАГО станут справед­ливее: для аккуратных и безубыточных водителей полис подешевеет, а для злостных нарушителей ПДД — подорожает. Причём разница в цене обещает быть ощутимой. В границах коридора от минимальной до максимальной ставки разница, с учётом повышающих и понижающих коэффи­циентов, и раньше была бы довольно существенной. Но Центробанк ещё больше раздвинул эти рамки. Теперь водителям, которых страховщик посчитает выгодными для себя, полис будет стоить ещё дешевле, а рискованным — дороже. Но как это будет работать в реальности?

Как изменился тарифный коридор и коэффициенты

Нижняя планка для владельцев легковушек (физлиц) с конца августа опустилась с 2746 до 2476 рублей. А верхняя выросла с 4942 рублей до 5492. Для владельцев-юрлиц тарифный коридор расширился на 20 процентов, как вверх, так и вниз, и установился в границах от 1646 до 3493 рублей.

Для владельцев грузовиков тарифный коридор раздвинулся в обе стороны тоже на 20 процентов. Для машин разрешённой массой до 16 тонн он составляет 2246–6064 рубля. Для автомобилей массой более 16 тонн — от 3382 до 9131 рубля. Нижняя граница для тех, кто страхует автобусы, опустилась на пять процентов, а верхняя осталась неизменной. Тариф для автобусов с количеством мест до 16 теперь распо­лагается в пределах 2134–4165 рублей. Для автобусов с количеством мест более 16 — 2667–5205 рублей, а для автобусов, используемых в регулярных перевозках, — 3905–7399 рублей.

Сильнее всего границы расширились для таксистов: на 30 процентов в обе стороны. Теперь диапазон цен составляет от 2877 до 9619 рублей.

Указание Центробанка не только расширяет тарифный коридор, но и вносит поправки в корректи­рующие коэффи­циенты. Так, терри­ториальный коэффи­циент по ОСАГО снизился более чем в 180 населённых пунктах. Сильнее всего — на 5,2 процента — он уменьшился в Мурманске и Челя­бинске (с 2,1 до 1,99). На 5% (с 2 до 1,9) он опустился в Москве, Казани, Перми, Сургуте и Тюмени.

Также изменился коэффициент, который зависит от возраста и стажа страхователя. Например, для водителей от 22 до 24 лет со стажем от 3 до 4 лет он вырос с 1,04 до 1,08. Для водителей до 30 лет коэффи­циент тоже поднимется — в среднем на 0,02–0,01 единицы. Зато для тех, кто старше 30, но моложе 59 лет, этот показатель уменьшится — на 0,02–0,05 единицы, в зависи­мости от возраста и стажа вождения, причём для опытных водителей (стаж больше 5 лет) коэффи­циент станет меньше единицы. Наконец, самые низкие коэффи­циенты действуют для автомо­билистов в возрасте от 59 лет: наименьшая ставка 0,90 будет у тех, кто ездит за рулём уже больше 14 лет.

Сколько будет стоить полис ОСАГО по новым правилам

Для начала выясним цену полиса в том случае, если страховая компания решит взять с водителя по полной. Например, с молодого (20 лет), неопытного (стаж 1 год) москвича со 140-сильным авто­мобилем, у которого ещё и случилось два ДТП в предыдущем году по его вине. Возьмём максимальный базовый тариф в 5492 рубля. Умножаем его на терри­ториальный коэффи­циент — 1,9, бонус-малус — 2,45, коэффи­циент за возраст и стаж —1,9 (КВС), а также коэффи­циент, зависящий от мощности двигателя, — 1,4 (КМ). Итого получается 68 003 рубля! Конечно, страховая компания может назначить для такого водителя базовый тариф и поменьше, но итоговая сумма всё равно может влёгкую уйти за 50 000 рублей!

Конечно, этот случай стоит считать частным, и для большинства водителей стоимость полиса будет дешевле — например, для более взрослого, опытного и аккуратного водителя. Для удобства расчётов возьмем действующий полис автора этого текста. Условия следующие: автомобиль Opel Astra мощностью 140 л.с., возраст 46 лет, стаж 25 лет, в аварии по своей вине не попадал и убытков страховщикам не приносил. Место эксплу­атации — Москва. Для этого региона у страховой компании, которая выписала действующий полис, был установлен базовый тариф 4118 рублей. Территориальный коэффи­циент (КТ) на момент заключения договора — 2. Коэффи­циент бонус-малус (КБМ) за безаварийную езду — 0,5. Коэффи­циент возраст-стаж (КВС) — 0,96. Коэффи­циент мощности двигателя (КМ) — 1,4. Умножаем тариф на коэффи­циенты и получаем стоимость полиса 5534 рубля 59 копеек. Столько стоил полис до вступления в силу поправок.

По новым правилам, но с прежней базовой ставкой полис обошёлся бы в 5148 рублей 32 копейки (4118 руб. х 1,9 (КТ) х 0,5 (КБМ) х 0,94 (КВС) х 1,4 (КМ)). То есть экономия только на новых коэффи­циентах составила почти 400 рублей.

Не исключено также, что за безаварийную езду, редкие штрафы и приличный стаж страховщик мог бы назначить тариф по нижней планке — 2476 рублей. В таком случае полис обойдётся ещё дешевле — 3095 рублей.

Однако предсказать базовый тариф у той или иной страховой компании трудно. Дело в том, что закон разрешает применять страховщику любые факторы для назна­чения тарифа. Учитывать могут пол водителя и год его рождения, сферу деятель­ности, канал продаж, количество застрахо­ванных машин, место покупки полиса и даже место житель­ства! Ну и, конечно, наличие истории страхо­вания в этой компании или данные с телемати­ческих устройств, которые страховщики могут предложить устанав­ливать в обмен на скидку.

Зато теперь всем водителям можно дать универсальный совет: ездить ещё аккуратнее, в аварии не попадать, правила не нарушать и сохранять верность любимой страховой компании. По крайней мере, до тех пор, пока страховщики не начнут по-настоящему бороться за выгодных водителей, которые соблюдают все эти рекомен­дации и не приносят убытков. И это наверняка случится — ведь индивиду­альные тарифы ОСАГО пока находятся лишь в начале пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *